Туристский Атлас Южного Урала

                                                                   Главная         Новости        Контакты                                                            English

 
 

Ямантау - горный массив, высшая точка Южного Урала

 
 

Ямантау - гора (горный массив) расположен в Белорецком районе Башкортостана. Ширина - 3 км, длина - 5 км. Главные вершины - Большой Ямантау (1640 м) и Малый Ямантау (1510 м). Вершина Большой Ямантау является высшей точкой Южного Урала. Гора Ямантау находится на территории Южно-Уральского заповедника. С юго-западной  стороны расположен город Межгорье. В переводе с башкирского – Яман тау – плохая гора.

Согласно многочисленным данным в Ямантау и в районе города Межгорье ведется секретное подземное строительство.               

 

 
   
   
 
Ямантау
Седло
 Малый Ямантау
Дорога к бункеру  Фото Yamigos
КПП        Фото Yamigos
 

 

 
 
  Из наших путешествий

 

 
 

1980 год                      Ямантау

 

1.февраля.

18-10 выехали рейсовым автобусом из Челябинска. Прибыли в Катав Ивановск в 23 часа. Переночевали на автобусной станции. Здесь же два раза варили чай.

 2.февраля.

В  6-55 должен быть автобус до Верх Катавки(опоздал). Приехали в Верх Катавку  в 8-30.

Холодно. Ниже 30 градусов. Докупаем продукты. Есть 3 магазина.

В десятом часу выходим до Двойниш. Есть дорога и хорошая лыжня. Снега давно не было, поэтому много лыжных трасс по всем направлениям. Рюкзаки очень тяжелые – идем медленно. По дороге ставим рюкзаки на лыжи и катим. Немного подъехали на машине. До самих Двойниш дороги нет(ходят только лесовозы). В общем потрачено 4 часа. Двойниши – заброшенная деревня. Теперь в ней практически ничего не осталось. Останавливаемся в охотничьей избушке. Здесь же три группы. Две из Челябинска и одна из Москвы.

Делаем чай и в 14-30 начинаем «штурм» вершины Большой Шелом.

Встречаем группу из Москвы, которые уже спускаются. Они потратили 7,5 часов.

Поднимаемся быстро. Лыжи сняли, т.к. здесь снег утоптан многочисленными группами. Когда достигли кромки леса, солнце село. Дальнейший подъем также не вызывает трудностей. На вершине – портрет Ленина. Долго не задерживаемся, т.к. уже темно. Спуск – при свете одного фонаря.. Трудно и опасно. Всего потратили 7 часов. С собой брали глюкозу и сухари. Вообще желательно брать на верх как можно больше жидкости (чай, сок, ит.д., а также, лимоны, орехи, шоколад). Желательно приготовить чай. Спим в избе. 14 человек.

 

3 февраля.

Тяжелый завтрак и выходим в сторону Ямантау. К сожалению, пошли по другой лыжне(хотя эта тоже выводит к Ямантау). Идем медленно, т.к. очень крутые подъемы и спуски. (верный способ брать азимут вдоль хребта Нары. Двойниши -  2 изба – 4 часа).

Встречали много «холодных» стоянок. Вечером останавливаемся на одной из них. Ставим палатку. Оказалось очень неэффективным использовать печку в наших условиях, т.к. ее необходимо постоянно поддерживать. Необходима  и палатка соответствующих размеров. За ночь просыпались 3 раза. Необходимо спальники делать таким образом, чтобы закрывать голову.

 

4 февраля.

Утром без рюкзаков произвели разведку. Вышли на вторую избу, которая стоит у устья притока реки Инзер. Возвращаемся, обедаем, забираем рюкзаки. Ночуем во второй избе. Были два охотника. Рассказали, что много рысей и медведей. Волков нет. Из их слов между 1 и 2 избами 15 км, а до 3 избы 13 км. – 2,5 часа ходу.

 

5 февраля.

Утром идем до 3 избы. Лыжня вдоль Инзера. Дошли за 3 часа. Обедаем и идем на Ямантау( в 13 часов).Надо сказать, настроение неважное. Идти далеко, все в гору. Наш путь с северной стороны Ямантау. На половине пути оставляем лыжи и идем только в бахилах. Снег утоптан. Когда подошли непосредственно к Ямантау, начало темнеть. Решили «брать» Ямантау в лоб. В начале все шло хорошо. Потом все хуже. Снег смерзся – очень скользко. Палки лыжные с трудом втыкаются в снег. Когда до верха осталось метров10-20, пришлось остановиться. Палки нельзя было воткнуть. Круто. Темно. Что делать? Минут 20 пытаемся подняться – безрезультатно. Уже почти темно. Наш фонарик еле светит. Выход нашли. Охотничьем ножем начинаю вырубать ступени и подстраховывая друг друга потихоньку поднялись на 1 вершину Ямантау.

Опять сложная ситуация. Вниз спускаться опасно, фонарь не светит. Идти наверх, тоже нельзя – вершина закрыта, могут быть проблемы и т. д. Но все же решаем идти дальше. Через полчаса показалась буровая вышка. Осторожно приближаемся. Обходим вокруг. Кругом темно. Решаемся заглянуть. Внутри дома никого нет. На столе записка москвичей, которые благодарят администрацию за дом и часть продуктов ( здесь также записки от групп из Эстонии и Москвы). Тут мы немного осмелели. В избе – печь, газовая плита, нары, спальники, продукты. Решаем остаться на ночь здесь, а завтра пораньше смотаться. Чай, каша, даже мясо. Растопили печь. Просто великолепно.

 

6 февраля.

Просыпаемся в хорошем настроении. Чай. Покидаем уютный дом. Очень сильный ветер, продувает насквозь. Делаем снимки с вершины и начинаем спуск. Там где мы вчера поднялись, даже нечего было и думать о спуске. Спускаемся по гребню между камней. На спуск ушло 4 часа. Решаем остаться на ночь в 3 избе и разведать дорогу на Юрюзань.

 

7 февраля.

Идем на Юрюзань (реку). Вначале вдоль речки. Зачем-то полезли в гору. Ушиб руку. Несколько раз останавливаемся и без рюкзаков разведуем дорогу. В следующий раз необходимо идти вдоль речки(справа от нее, по дороге на восток),обогнуть слева горку, держаться левой стороны. Где-то часа через 1,5(от избы) вышли на развилку. Взяли влево. Все время шли в гору, правда был небольшой уклон. Минут через 40 справа поляна и лыжня на перевал. Перевал берется довольно свободно. Красивейший вид на Ямантау, только сильно мешает солнце для фотосъемки.

После перевала спуск к Юрюзани.

Здесь нас и застала темнота. Ставим палатку. Ужин. Довольно холодно.

 

8 февраля.

Часов в 10 выходим. Планировали быстро выйти к пос. Юрюзань. Сразу внизу у реки Юрюзань стоит изба. Лыжня по речке. Идем хорошо, быстро. В 14 часов встречаем группу из Уфы – 4 человека. Узнали что до Юрюзани еще часа четыре ходу (вот тебе и 18 км. по карте!) Погода несколько испортилась – нет солнце, ветер. Речка сильно петляет, что удлиняет наш путь. Начало темнеть, лыжня с речки сворачивает вправо в лес, полчаса ходу и мы выходим на насыпь железной дороги, ведущей в поселок Юрюзань. Переходим и через мост и вот уже Юрюзань. Темно, только в одном месте справа виден огонь. Это как раз в том месте, где должен быть К.С.О( контрольно-спасательный отряд), решаемся. Нас встречают очень хорошо.

Большая изба, нары, печка. 5человек. Горят свечи, освещая все каким-то таинственным светом. Располагаемся. Готовим ужин. Узнаем , что это ребята из Белорецка, находятся здесь уже 10 дней. У них снегоход Буран- отличная машина ходит по дороге и по снегу. Большие любители анекдотов. Нашей группе они не очень удивились. На счет наших документов у них не было никаких вопросов.

 

9 февраля.

Встаем рано, в 7 часов. КСО уже собирается домой. В 9-30 уже светло. Провожаем их завидуя такой технике. Нам еще топать 12 км до Александровки. Выходим поздно. Идем медленно. Очень хочется домой.

В 14-30 приходим в Александровку, где встречаем группу из Свердловска (40 человек) и группу из Прибалтики. Договариваемся с рабочими из Башкирии ( они здесь покупают дома, разбирают и перевозят к себе). Свердловчане показывают нам (!) «грелку» Челябинского производства(!). Небольшая по габаритам, на 80 грамм бензина, обеспечивает температуру 80 градусов в течении 25 часов.

Вечером в 19-20 выехали на лесовозе в Тюлюк ( всего 30 минут). Здесь сразу же садимся на автобус и в в город Юрюзань ( примерно 1 час). Ждем автобус до ст. Вязовая в 23-45. В 23-00 закрыли автостанцию и пришлось ждать на улице. Хорошо попалась машина на которой подъехали 12 км. На будущее: если добираться до Иремеля, то лучше так – из Челябинска автобусом доехать до г. Юрюзань ( где-то 4 часа), а в 5 вечера идет автобус до Тюлюка. Вообще неплохой маршрут от д. Юрюзань на Иремель через перевал возле д. Александровка.

Поездов много.

 

10 февраля.

В Челябинск прибыли в 5-30. Скорее домой.

 

Пожелания:

- брать с собой сало для пропитки ботинок, чтобы не промокали.

- продукты: отлично пошла кислая капуста, изюм, лимон,

Необходимо брать сублиматы, хотя бы как аварийный продукт, а также вареное мясо.

 

 

Продолжение следует

 

 

 

 

 
 
14 ДЕКАБРЯ 2010, ВТОРНИК
 
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         БЛОГ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         РЕКЛАМА НА САЙТЕ         FAQ    
Секретный подземный город Путина
2.05.2007
Тайная база российского правительства обнаружена в горах Южного Урала, неподалеку от горнолыжного центра «Абзаково», куда зачастил президент РФ Владимир Путин. Вокруг горного бункера ходит немало слухов, и даже жители близлежащих населенных пунктов толком не знают, что за объекты еще со времен «холодной войны» строятся в горах. «URA.Ru» решило выяснить, что за секретный комплекс расположен на Южном Урале. Что рассказывают строители подземного города? Где он расположен? Как охраняется? Какими коммуникациями обеспечен? Все тайны - в материале нашего агентства.  
 
В начале нового, 21 века, президент России Владимир Путин стал частым гостем на южноуральском горнолыжном курорте «Абзаково», расположенном примерно в 60 км от Магнитогорска. Ни сам Путин, ни его помощники так и не смогли объяснить общественности, почему глава государства облюбовал это место. Официально – Путину нравилось кататься там на лыжах. Но есть и неофициальная версия. Так, президент приезжал контролировать окончание строительства секретного подземного города, расположенного в самой высокой горе южноуральского массива – Ямантау (в переводе с башкирского – «дурная башка», высота 1640 м).
 
Привет из Америки
 

Вот в этой горе (на фото) и построили секретный город

Первыми о существовании тайного горного объекта на Южном Урале всему миру рассказали американцы. 16 апреля 1996 года «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, в которой сообщила о загадочной военной базе, строящейся в России. «В ходе секретного проекта, напоминающего о жутких периодах «холодной войны», Россия занимается постройкой гигантского военного комплекса под землей в районе Уральских гор, как сообщают официальные лица на Западе и свидетели в России. К спрятанному внутри горы Ямантау в районе Белорецка (сегодня – город Межгорье – прим. Ред.) на Южном Урале огромному комплексу подходит железная дорога и автомагистраль. В работах задействованы тысячи рабочих», - писало издание.
 
Тему подхватили другие зарубежные СМИ. Газета «Вашингтон Таймс» 1 апреля 1997 года поместила статью «Москва строит бункеры на случай ядерной атаки», в которой говорилось, что «в то время как США закрыли большинство подобных объектов, Россия быстрыми темпами выполняет дорогостоящую программу по сооружению подземных убежищ, тоннелей и командных пунктов, унаследованную от времен «холодной войны». В частности, продолжается работа по созданию подземного командного пункта стратегических сил на Урале близ города Белорецка».
 
Иностранные издания пытались брать комментарии у российских официальных лиц. Но, естественно, никаких внятных объяснений не последовало. Российские журналисты сенсацию о тайном объекте в горе Ямантау не подхватили: последовало несколько материалов, в которых высказывались предположения и о добыче урановой руды в южноуральской горе, и  о хранилище государственных ценностей, и о резерве пищевых продуктов. В числе остальных выдвигалась и версия строительства бункера для российского правительства на случай ядерной войны. Но потихоньку тема спецобъекта в Ямантау сошла на «нет».
 
Туристы-шпионы
 

На вершине горы – вертолетная площадка (на фото), в любой момент она может принять правительственный вертолет с пассажиром №1

Между тем, в отличие от широкой общественности о Ямантау не забыли туристы, которые ежегодно совершают восхождения на эту гору. Они рассказывают, что как раз с начала 2000-х годов меры по охране окрестностей Ямантау ужесточились. С одной стороны гора находится на территории Южно-Уральского государственного заповедника (рассказывают, что и заповедник там учредили не случайно). Но патрулируют окрестности Ямантау не только егеря, но и военные.
 
«В районе спецобъекта Ямантау необходимо соблюдать  осторожность, не шуметь, не разводить дымных костров и не выдавать своего присутствия каким-либо другим нехорошим способом. В противном случае рискуете познакомиться с бытом и традициями спецназа, подарить им отснятую пленку (деньги, нож, сигареты), охрипнуть, доказывая, что вы не шпион из Алабамы, и если в конце концов вас все-таки отпустят или передадут егерям (а не расстреляют), вы еще будете им искренне признательны», - делятся советами туристы.
 
Те, кто добрался до вершины Ямантау, говорят, что она представляет собой огромное каменистое плато, с небольшой грудой скалистых останцев в центре. «На вершине до начала 90-х гг. стояла военная часть, обслуживающая бетонированную вертолетную площадку и военное спецоборудование. После военных на вершине горы остались руины былых строений, лужи мазута и груды проржавевшего железа», - рассказывают очевидцы.
 
Видели туристы и шахты, уводящие вглубь горы. Но большая часть людей, побывавших на Ямантау, утверждает, что там, скорее всего, расположены урановые рудники. «Мы обнаружили там бассейновые секции, разделенные бетонными перегородками. Вероятнее всего, они предназначались для   предтранспортировочного    хранения урановой руды», - рассказывает один из туристов. «Впрочем, о том, что скрыто в недрах горы Ямантау, до конца не знают даже жители Межгорья, расположенного у подножья горы. Объект Ямантау имеет статус повышенной секретности - это факт, все остальное лишь домыслы и предположения», - считает другой.
 
Тайный город
 

Подземный город обеспечен всеми коммуникациями, в том числе и электричеством (на фото окрестности Ямантау)

Но наблюдатели в своих предположениях оказались не правы. В горе Ямантау построены не рудники, а настоящий подземный город. Нашему агентству удалось связаться с несколькими строителями, которые принимали участие в его возведении. Все лица, имеющие отношение к Ямантау, дали подписку о неразглашении информации, поэтому их имена не раскрываются.
 
Итак, как рассказал один из участников событий, строительство подземной базы в горе Ямантау, действительно, было начато в советские годы, во времена «холодной войны». Объект был разработан и построен силами Управления строительства-30, подведомственного Министерству обороны. Управление базируется в ЗАТО Межгорье (ранее Белорец-16, также назывался городом Солнечный). Управление строительства-30 специализируется на строительстве объектов и сооружения подземного и наземного размещения, ведет крупногабаритное подземное строительство: в этой сфере УС-30 – одна из крупнейших строительных организаций.
 
Работы по строительству подземного города были завершены примерно в 2002 году (как раз во времена частых визитов Путина в Абзаково). С тех пор ведутся постоянные работы по содержанию комплекса (отсюда и усиленная охрана территории). К горе Ямантау подведено ответвление железной дороги. От Магнитогорска пущена автомобильная дорога.
 
Город в горе рассчитан на одновременное проживание в нем 300 тысяч человек (для примера – в Магнитогорске проживает 400 тысяч человек, в Екатеринбурге – 1,5 млн.).
 
«В подземном комплексе, которые поделен на так называемые «дома», создана вся необходимая инфраструктура: подведены коммуникации, налажены системы жизнеобеспечения. Созданы все условия, чтобы как минимум полгода люди могли находиться в этом подземном городе, не выходя на поверхность», - рассказывает очевидец. По словам другого свидетеля, комплекс состоит из системы шахт диаметром 30 метров и общей длиной около 500 км.
 
Официального объяснения того, с какой целью в горе Ямантау построен и до сих пор поддерживается секретный подземный объект, для чего предпринимаются такие беспрецедентные меры безопасности, получить  так и не удалось. О том, грозит ли России опасность, президент Владимир Путин в сегодняшнем ежегодном послании ничего не сказал.
УРА.Ру, 2.05.2007