Историко - природный комплекс Пороги - памятник индустриального наследия
Это первый в России ферросплавный завод с гидроэлектростанцией, которая работает до сих пор
Прошлое
Промышленная колонизация Южного Урала пришлась на XVIII век. Империя Демидовых, Строгановых и других промышленников раскинулась по всей зоне предгорий и гор. В конце XIX века через Уральские горы пролегает нитка трансконтинентальной железнодорожной магистрали - уникальнейшего инженерного сооружения, проложенного на этом отрезке без единого тоннеля. Участок Златоуст-Обь (Новосибирск) - вечный памятник инженеру «всех времен и народов» Гарину-Михайловскому. Территория нынешнего Саткинского района не осталась в стороне..
В это время в Сатке работает столь же великий российский инженер - Александр Филиппович Шуппе, управляющим металлургическим заводом. В 1905 году Александр Филиппович Шуппе производит рекогносцировку в нижнем течении р. Б.Сатка - здесь он планирует строительство первого в России электрометаллургического завода Такое место А. Ф. Шуппе находит в 35 верстах от Саткинского завода, в 18 верстах от ж.д.станции Бердяуш и в 5 верстах выше впадения р. Б. Сатка в р.Ай. , зажатой между двумя хребтами Уары и Чулковский было выбрано место под строительство. Тут же рядом на Чулковском хребте предполагалось добывать кварцит – исходное сырье для получения ферросилиция.
Начиная с 1906 года, ведется проектирование гидроузла и заводского комплекса. Эту работу выполнил ученый-гидродинамик, профессор Б. Бахметьев. В архиве завода и до настоящего времени сохранились некоторые чертежи, подписанные его рукой.
6 мая 1908 года образуется фирма «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе». На средства этого товарищества и началось строительство завода в урочище Пороги на р. Б. Сатка.
1 июля 1910 года завод «Пороги» (названный так в память о каменных порогах, затопленных прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 года заводские печи выдали свою первую опытную плавку ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена опытная плавка феррохрома весом 954 кг Таким образом, Порожская ГЭС является старейшей действующей промышленной ГЭС в границах России.
Настоящее
В 1993 году комплекс «Пороги» вошел в число основных претендентов на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО, постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекса «Пороги» объявлен памятником истории и культуры областного значения».
В настоящее время в поселке Пороги насчитывается два десятка местных жителей. Электроэнергией поселок, так же как и его «соседка» деревня Постройки, снабжается по-прежнему, от Порожской ГЭС. В Порогах функционирует туристский приют, который вмещает 50 человек, и отель «Пороги» ***.
Уникальность комплекса «Пороги»
1. Гидроэлектростанция в составе комплекса, - старейшая действующая ГЭС России.
2. Плотина этой ГЭС - по-видимому, единственная не только в отечественной, но и в мировой практике, по конструктивному решению. Плотина ГЭС «Пороги» выполнена путем кладки на растворе грубоотесанных камней прямоугольной формы с правильной перевязкой швов, причем поперечное сечение плотины повторяет характерный профиль водосливной части бетонных гравитационных плотин: верховая грань, близкая к вертикальной, низовая, выпуклая в верхней части и вогнутая в нижней.
3) Уникальность оборудования машинного зала ГЭС (турбин) :
- все турбины уникальны, как изготовленные по индивидуальному заказу;
- турбины изготовлены ведущими фирмами Европы, которые непосредственно стояли у истоков гидроэнергетики;
- турбины являются действующими до сих пор, претерпев минимальные реконструкции, что уникально в мире вообще. Сам набор оборудования производства разных фирм является незаурядной музейной коллекцией истории техники начала ХХ века.
4) Технологический процесс производства ферросплавов в электродуговых печах с использованием кремния, как восстановителя, является самым прогрессивным в мире на тот период. Кроме того, завод в Порогах является первым в России производством по выплавке ферросплавов.
Проблемы:
Ухудшение эксплуатационных качеств и технического состояния:
- гидротехнических сооружений (заиление водохранилища; ухудшение состояния плотины - деформация быков, появление трещин в теле плотины, появление протечек.
- оборудования машинного зала ГЭС .
В связи с вышеуказанным возникает главная проблема - проблема сохранения комплекса, как уникального памятника истории техники; проблема свертывания производства, как экономически невыгодного, и, как результат, проблема разрушения комплекса: зданий, сооружений и промышленного оборудования.
Исходя из вышеизложенного, следует:
Сохранение и возрождение природно-исторической среды комплекса «Пороги» в традициях российской инженерии, включение в культурный (научный, производственный, туристский) оборот региона, страны, мира.
Рабочими задачами будут:
1. Сохранение памятника индустриальной культуры - комплекса «Пороги».
2.Возрождение самобытности башкирских, старообрядческих, промышленных поселений Южного Урала в рамках этнографической деревни.
3. Сохранение и возрождение природных ландшафтов.
4. Организация музейно-исторического комплекса и его научно-технической инфраструктуры5.
5.Организация производственной, туристско-экскурсионной инфраструктуры и деятельности
|
Плотина. Автор профессор Борис Бахметьев |
|
Машинный зал |
|
Регулятор скорости |
|
|
|
|
|
|
|
Малая турбина из Германии |
|
|
|
|
|
Лебедка из Англии |
|
|
|
|
Публикации о Порогах:
Чудо электрического света,
Секрет уральской долгожительницы,
100 лет работы Порожской ГЭС
|